«Использование дыхательной гимнастики в оздоровительной работе с дошкольниками»
Подготовила: Муратова Жамиля Абдулловна
воспитатель высшей квалификационной
категории МДОАУ №114
«Дыхание - это жизнь». Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без пищи организм может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут. От того, как мы дышим, напрямую зависит наше не только физическое, но и психическое здоровье. Основная функция органов дыхания – обеспечение газообмена между воздухом и кровью. Кроме того, органы дыхания участвуют в речеобразовании, определении запаха, выработке некоторых гормонов, в обмене веществ, в поддержании иммунитета организма. Правильное дыхание влияет на закаливание и оздоровление человека. К тому же доказано, что дыхание во многом определяет наш характер и темперамент.
Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте решает следующие задачи: 1)Повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы. 2)Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в легких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения. В структуру дыхательной гимнастики положено применение статических, динамических и специальных дыхательных упражнений. Они также могут быть применены на фоне общеукрепляющих общеразвивающих физических упражнений. Дыхательную гимнастику желательно проводить в образно – игровой форме. Нагрузка постепенно увеличивается за счет увеличения числа повторений и усложнения повторений. Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с меньшей дозировки и с упрощенной формы выполнения, с постепенным усложнением. Учитывая незавершенность формирования дыхательной системы младших дошкольников, дыхательные упражнения выполняются в медленном и среднем темпе с небольшим (4-5) количеством повторений. В старшем дошкольном возрасте эти упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6-8 раз. Больше внимания уделяется специальным дыхательным упражнениям. Дети одного возраста развиваются по-разному, поэтому каждому ребенку нужно показать точную технику выполнения дыхательных упражнений, строить работу в зависимости от его индивидуальных возможностей.При проведении дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста необходимо соблюдать некоторые правила:
· перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его; · упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения; · перед выполнением дыхательных упражнений ребенок должен успокоиться. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после приема пищи. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак; · выбор и дозировка дыхательных упражнений зависит от возраста, физического развития, типа нервной системы, динамической восприимчивости, психологического состояния, характера нарушений и коррекционно-педагогических задач; · дыхательную гимнастику проводят регулярно, начиная с минимальных дозировок и минимального количества упражнений, с постепенно возрастающей нагрузкой; · во время выполнения упражнений надо внимательно наблюдать за качеством движений и реакцией на нагрузку. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения ребенком упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.Дети охотнее выполняют, если она имеет музыкальное сопровождение. Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Все упражнения имеют игровые названия, например: «Костер», «Насос» и так далее. Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что ее нужно выполнять регулярно, без перерывов. Параметры правильного ротового выдоха: · выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – набираем полную грудь воздуха;· выдох происходит очень плавно; · во время выдоха губы складываем трубочкой, не следует сжимать губы или сильно надувать щеки; · во время выдоха воздух выходит только через рот. Если ребенок выдыхает через нос, попросите его зажать ноздри рукой, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух через рот; Выдыхать следует полностью, пока не закончится весь воздух.В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах:
· как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки; · в утренней гимнастике;· после оздоровительного бега; · после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями;· в закаливающих мероприятиях;· в любой двигательной деятельности детей; · в домашних условиях. Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей.Варианты дыхательных упражнений:
- вызывающие длительный направленный выдох (игры типа вертушки, мельницы, предметы на воде; - игры на «поддувание» (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики); - игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри; - упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос); - упражнения с проговариванием звуков.Существует много разновидностей дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения главным образом основаны на методах А. Н. Стрельниковой, Б.С. Толкачева, К.П.Бутейко.Наиболее эффективными для детей дошкольного возраста стали методы Стрельниковой А.Н.
Дыхательная гимнастика А. Н.Стрельниковой – единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку. Эта гимнастика универсальна. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение. Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.• Повышает внимание и улучшает память;• в сочетании со звуковыми упражнениями, эффективна в логопедической работе;• улучшает речевое дыхание и звучность речи;• устраняет гнусавость, нарушения темпа и ритма речи.Три главных правила гимнастики:
1. Вдох – громкий, короткий, активный (просто шумно на всюкомнату как бы нюхая запах)2. Выдох – абсолютно пассивный (уходит через рот или нос – кому как удобно, но лучше, если через нос). Лучше детям о выдохе не говорить! Воздух должен сам уходит через нос или через рот после каждого вдоха. На первых порах это бывает сложно: воздух задерживается или, наоборот выталкивается. Но по мере тренировки, выполняя рекомендации, данные в описании упражнений, вы освоите «стрельниковский» вдох.3. Вдохи - выполняются одновременно с движениями: хватаем –нюхаем, наклоняемся – нюхаем, приседаем – нюхаем… Предлагаю вам познакомиться с некоторыми игровыми приемами дыхательной гимнастики.Игровые приемы дыхательной гимнастики.
Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным сопровождением.«Ёжик»
Ежик добрый, не колючий, (Поворот головы вправо, шумный вдох носом.) Посмотри вокруг получше. (Поворот головы влево, выдох через полуоткрытый рот.)«Носик»
Мы немного помычим (Сделать вдох носом, на выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м»)И по носу постучим. (Одновременно постукивая по крыльям носа указательными пальцами.)«Петушок»
Крыльями взмахнул петух, (Встать прямо, ноги слегка расставить, руки в стороны) Всех нас разбудил он вдруг. (Вдох, а затем хлопнуть ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку» повторить 5-6 раз.)«Каша кипит»
Сидя, одна рука лежит на животе, другая на груди, втягивая живот и набирая воздух в грудь, выдох – опуская грудь и выпячивая живот, при выдохе громко произносить «ф-ф-ф».Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой включает много упражнений, однако базовыми из них являются три – «Ладошки», «Погончики» и «Насос».
Эти упражнения присутствуют во всех специализированных комплексах, направленных на профилактику и лечение тех или иных заболеваний.Упражнение «Ладошки».
Исходное положение – стоя или сидя прямо, руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя. Сжимайте ладони в кулаки, одновременно делая резкие и шумные вдохи. После завершения серии из 8 вдохов, ненадолго передохните и повторите упражнение (всего 4 серии по 8 вдохов).Упражнение «Погончики».
Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч, руки на уровне пояса, ладони сжаты в кулаки. На вдохе резко опустите руки, разжав кулаки и растопырив пальцы, причем в этот момент старайтесь с максимальной силой напрягать кисти и плечи. Сделайте 4 серий по 8 вдохов.Упражнение «Насос».
Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом. Сделайте 4 серии по 8 вдохов. Кроме дыхательных упражнений с движениями, так же с детьми можно и нужно проводить статичные дыхательные упражнения в положении сидя на стуле. С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю и расскажу об особенностях их выполнения.Упражнение«Кораблик».
Ребенку предлагается широкая емкость с водой, а в ней – бумажные кораблики, которыми могут быть простые кусочки бумаги, пенопласта. Ребенок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу». А мы попробуем выполнить тоже, но без воды.Упражнение «Снегопад».
Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад. Положите «снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно ее сдует.Упражнение «Живые предметы».
Возьмите любой карандаш, фломастер, катушку из-под ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность стола. Предложите ребенку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.Упражнение «Пузырьки».
Эта игра, которую почти все родители считают баловством и не разрешают детям в нее играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребенка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.Упражнение «Фейерверк».
Та же игра, только вместо стаканчика пластиковая бутылка с конфетти, в пробке проделывается дырочка и вставляется трубочка для коктейля. Ребенок, дуя в трубочку, приводит в движение конфетти.Упражнение «Дудочка».
Используем всевозможные свистки, дудочки, детские музыкальные инструменты, колпачки от шариковых ручек, пустые пузырьки. Дуем в них.Упражнение «Фокус».
Это упражнение с кусочками ваты. Вата кладется на кончик носа, ребенку предлагается вытянуть губу вперед и подуть. Ватка в идеале должна взлететь вверх.Упражнение «Бабочка».
Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой привяжите нитку на уровне лица ребенка. Затем предложите подуть на бабочку, чтобы она «взлетела».Упражнение «Рисуем на песке».
Ребенку предлагается дуть в трубочку - соломенку на сухой песок, который мы положили на поднос так, чтобы нарисовать какие-нибудь предметы или найти дорожку к предмету. Дуть нужно долго, потихоньку, аккуратно. Так же можно налить воду, желательно цветную, на белый лист бумаги и через трубочку разогнать воду по листку, изображая какой – нибудь предмет.Упражнение «Горох».
Что-то спряталось на дне, Но пока не видно мне. На горох подую я, И скажу, что там друзья.(На дно неглубокой тарелки приклеить или положить картинку, насыпать горох. Задача ребенка - раздуть горох с середины и увидеть картинку.)
Упражнение«Акробат».
В цирк сейчас я поиграю, Представленье начинаю. Акробатом смелым стану Проползу и не устану. (На натянутой леске повесить бумажного акробата. Дети дуют и помогают ему перебраться на другую сторону.)Упражнение «Футбол».
Из кусочка ваты или салфетки скатайте шарик – это будет мяч. Ворота можно сделать из двух кубиков или брусков. Ребенок дует на «мяч», пытаясь забить «гол».Упражнение «Веселые шарики».
Для игры понадобится легкий пластмассовый шарик, например - для настольного тенниса. Положим шарик на стол или на пол и предложите ребенку с силой подуть на него – так, чтобы он укатился как можно дальше. Можно устроить соревнование: кто дальше откатит шарик.Упражнение «Греем руки».
Предложите ребенку контролировать выдох ладошками (тыльной стороной) – дуем на ладошки. Если «ветерок» холодный и воздушная струя узкая. При теплом «ветерке», «летний», воздушная струя широкая, ладошки греются. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях! Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащенное дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах). Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком», подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать. В любых режимных моментах вы можете применять всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать к ним стихи и успешно использовать в своей педагогической деятельности.